- ВОЗРОЖДЕНИЕ
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance), в истории культуры стран Европы эпоха перехода от Средневековья к Новому времени (середина XV конец XVI вв., для Италии с XIV в.), соотносимая с вызреванием капиталистического строя в недрах феодального. Переход от ремесла к мануфактуре; великие географические открытия и начало мировой торговли; победа королевской власти и образование современных национальных государств; начало книгопечатания, «открытие античности», расцвет свободомыслия; возникновение протестантства и утрата церковью монополии в духовной жизни; социальные потрясения периода Крестьянские войны в Германии 1524 1526 и Нидерландской буржуазной революции XVI в.; начало естествознания, искусств и литературы Нового времени таковы основные общие черты радикального поворота в истории Европы.
Эпохе В. предшествует развитие с XIIXIII вв. вольных городов-государств, духовная жизнь которых была отмечена дерзкими критическими и еретическими тенденциями («христианский индивидуализм» мистических течений в религии, «новый путь» в философии, расцвет сатирико-критических жанров в искусстве). Однако между религиозно-дуалистической, мятущейся мыслью позднего Средневековья и жизнерадостной светской мыслью В. лежит заметная грань. Сознавая исторический рубеж, отделяющий их от прошлого, итальянские гуманисты рассматривают прошлое как завершившуюся эру, для которой вскоре находят термин «среднее время», или «средний век», в отличие от античности и современной им эпохи. Термин «возрождение» («rinascita») встречается впервые у Дж. Вазари в «Жизнеописаниях» (1550) и обозначает новую фазу в истории изобразительного искусства, воскресившую (после средневекового «упадка») античные нормы прекрасного, основанные на изучении природы.
Как ни велико, однако, влияние античности на идеи В., существо их к нему не сводится. Само понятие «интерес к античности» шире ренессансного антицизма. Авторитет Аристотеля и Платона, Вергилия и Овидия был достаточно велик уже в разные периоды Средневековья, а первые гуманисты В. Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо были знакомы с античными текстами немногим больше, чем Данте. С другой стороны, культ античности характеризует и классицизм XVII в., и Просвещение. Но каждая эпоха понимала античность по-своему. В., в отличие от средневекового гуманизма, впервые всерьез ставит задачу воссоздать античную классику, восстановить латинский язык «золотой» и «серебряной» поры, сравняться с античностью в литературном и художественном творчестве. В этой сверхзадаче В. помогало сознание своего исторического превосходства над античностью. В эпоху В. начинается секуляризация эстетического сознания и литературы.
Основополагающим для понимания В. является его историческое место, отношение его идей к средним векам и Новому времени. Своеобразие идей В. несводимо ни к современному буржуазному, ни тем более к средневековому мышлению.
Литературе В. свойственно тяготение к сближению разных начал, к поэтическому цельному и универсальному творчеству. Открывается совершенно новое отношение к слову: оно уже не средство, а как бы родная среда мысли; отсюда реабилитация родного (национального) языка и восстановление латыни как естественного языка (прежде всего в Италии); так что формально «продолжая» писать на латыни (на латыни, после краткого исключения XIII в. и Данте снова пишут все), на деле создают культурную речь Нового времени. В литературе отчетливо выступают две традиции, отчасти унаследованные от средних веков: народной поэзии и восходящей к античности ученой поэзии. Эти традиции сочетаются во всех наиболее значительных художественных памятниках эпохи. Гуманистическая мысль находит в них подлинно народную форму выражения, особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Ф. Рабле, «Дон Кихоте» М. Сервантеса, драме У. Шекспира: тематика, образы и ситуации, как бы выхваченные из народной жизни, мотивы и приемы фольклора, связь с народными верованиями и представлениями. Новеллы В., начиная с Дж. Боккаччо, связаны с устным народным рассказом, идейно обогащенным и облагороженным в тоне античной прозы (особенно в латинской «Гризельде» Петрарки). Фантастическая поэма вырастает в Италии на основе традиции уличных сказителей-кантасториев, пропущенной сквозь призму образов и композиций поэм Гомера и Вергилия («Моргайте» Л. Пульчи, «Неистовый Орландо» Л. Ариосто). Произведения Рабле своеобразная энциклопедия идей ренессансного гуманизма в форме гротеска, выросшего из лубочного творчества. Ренессансная фантастика вызвана идеализированной, героической концепцией человека и антропоморфическими элементами в представлениях о космосе как живом целом. Мифологизация природы (в лирике П. Ронсара, в комедии Шекспира) обычно не является условным «украшением», как позднее в классицизме: она внутренне родственна одушевлению природы в фольклоре.
Колорит народной сатиры проникает у гуманистов даже в публицистику на латинском языке («Письма темных людей» К. Рубиана, Г. Буша и У. фон Гуттена, «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, связанные с позднесредневековой «литературой о глупцах»). Через всю реалистическую литературу В. проходит образ шута, в мудром безумии которого сходятся народный здравый смысл и просвещенное свободомыслие.
Литература В. неотделима от ренессансного гуманизма. Освобождение культуры от церковной опеки, защита свободы мысли, расшатывание сословных рамок и раскрепощение человеческой личности (человек сам творит свою судьбу, он способен к беспредельному совершенствованию своей природы) таковы основные принципы гуманизма В. с его идеалом свободного и гармонично развитого человека. Свобода и самоценность личности, безграничная вера в нее существо гуманизма эпохи В. Гуманистический индивидуализм как принцип жизни выработан итальянскими мыслителями XIVXV вв. В это время он еще не обнаружил классового своекорыстия и усваивается образованными представителями разных классов. Поэтому гуманизм В. социально и идейно крайне неоднороден. Например, в литературе периода Реформации в Германии в нем обнаруживаются дворянская (У. Гуттен), бюргерская (Эразм) и народная (С. Франк) тенденции. Если в Англии Т. Мор, осуждая бедственные для народа методы аграрного переворота, доводит в «Утопии» (1516) гуманистическую защиту человека до идей социализма (утопического коммунизма), то в те же годы в Италии Б. Кастильоне, автор этического трактата «Придворный», придает идеям В. компромиссный характер, усматривая воплощение гуманистического идеала личности в блестящем «всесторонне развитом» придворном. Но гуманизм В., даже у наиболее демократичных писателей, не доходит до сознательной поддержки движения социальных низов, ограничиваясь защитой свободного развития личности.
Основные этапы и жанры литературы В. связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего В. (в Италии: XIV конец XV вв., конец XV 1-я четверть XVI вв., XVI в.; эту периодизацию условно распространяют на другие страны, но с другими хронологическими рамками). Для литературы Раннего В. характерны лирика (Петрарка, Полициано) и новелла, особенно комическая (Боккаччо, Ф. Саккетти, Т. Гуардати), с антиклерикальной и антифеодальной направленностью, прославляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Новелла процветает на протяжении всего В.; но во 2‑й половине XVI в. она испытывает влияние Контрреформации (Джиральди Чинтио). Высокое В. отмечено расцветом поэмы: в Италии сказочно-героическая поэма М. Боярдо, Л. Ариосто, жизнерадостно буффонная, макароническая Т. Фоленго; в Испании и Португалии «конкистадорская» поэма («Араукана» А. Эрсильи-и-Суньиги и «Лузиады» Л. Камоэнса), авантюрно-рыцарская сюжетика которой поэтизирует представление В. о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высокого В., без оглядки на эпос античный, «искусственный» (что свойственно героическим поэмам XIVXVI вв.), всесторонней картиной общества В. и его героических идеалов в народной сказочной и философско-комической форме явилось произведение Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
В Позднее В., характеризующееся кризисом концепции гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развиваются пасторальные (см. Пастораль) жанры романа и драмы («Аминта» Т. Тассо в Италии; «Диана» Х. Монтемайора и «Галатея» М. Сервантеса в Испании; «Аркадия» Ф. Сидни в Англии), противопоставляющие дисгармонии цивилизованных нравов мирную жизнь идеальных пастушков; рождается сатирический бытовой плутовской роман с новым героем «прозаических авантюр», частной жизни. Высший взлет Позднего В. драмы Шекспира и роман Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.
В эпоху В. возникают первые национальные по языку и значению литературы, в отличие от сословной литературы средних веков, создававшейся на местных диалектах или на латыни (см. Латинская литература). Формируется и теоретически обосновывается литературный язык нации (трактаты «Рассуждение в прозе о народном языке», 1525, П. Бембо, «Защита и прославление французского языка», 1549, Ж. Дю Белле).
В Италии уже творчество Данте на рубеже XIIIXIV вв. возвещает В. Любовные сонеты Петрарки открыли значительность внутреннего мира личности, динамику эмоциональной жизни, а его патриотические канцоны («Моя Италия» и др.) внесословный характер нового гражданского сознания. Расцвет итальянской литературы в XIVXVI вв. лирика Петрарки, новеллы Боккаччо, этические и политические трактаты гуманистов (от Петрарки до Макиавелли), поэмы Ариосто и Тассо и др. наряду с расцветом изобразительного искусства выдвигают итальянскую культуру как третью (наряду с двумя античными) родоначальную и «классическую» для других стран. Кризисом В. и влиянием католичества обозначена двойственная по духу во вкусе искусства маньеризма поэма Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» (1580).
Расцвет литературы В. в Германии и Нидерландах приходится на подготовительную и начальную стадию Реформации (1-я четверть XVI в.) и находит воплощение в деятельности Эразма Роттердамского, главы европейского гуманизма в эти годы, И. Рейхлина, У. фон Гуттена, в блистательной публицистике, антисхоластической и антиклерикальной сатире («Корабль дураков» С. Бранта, «Похвала Глупости» Эразма, «Письма темных людей», «диалоги» Гуттена).
Во Франции ренессансная литература, помимо влияния античности и итальянской культуры, опирается на народную «галльскую» традицию свободомыслия. Черты В. проступают уже в лирике Ф. Вийона (середина XV в.), затем (в более законченной форме) в остроумной поэзии К. Маро и новеллистике 1‑й половины XVI в. Вершины расцвета роман Рабле и гармоническая чувственная высокая лирика Ронсара, возглавившего вместе с Дю Белле обновление французской поэзии. Великим памятником Позднего В. во Франции и прощанием с героическими иллюзиями эпохи являются во 2‑й половине XVI в. (период религиозных войн) «Опыты» (1580 1588) М. Монтеня, скептически направленные против фантастических преувеличений в оценке человека гуманистами и против всякого рода догматики; своей непринужденной манерой анализа они положили начало жанру эссе в европейской литературе.
Из славянских литератур В. ярче проявилось в югославянской (т. н. далматинско-дубровницкое В.) и в польской. Общеевропейское значение имела неолатинская поэзия: хорваты Янус Паннониус (Иван Чесмички), Э. Цервин, поляки К. Яницкий (Янициус), Я. Дантышек. Неолатинский язык и поэзия, как и в Италии, были для славянских прозаиков и поэтов школой для последующей выработки норм национального литературного языка и новых поэтических жанров. В Дубровнике, независимой городской республике, и других далматинских городах расцветает с конца XV в. литература, родственная соседней итальянской (см. Далматинская литература): поэзия лирическая (Ш. Менчетич, Дж. Држич), сатирическая и пасторальная (Н. Ветранович-Чавчич), реалистическая комедия (М. Држич). Отражение современных нравов, интерес к народному творчеству и родному языку в сочетании с античной и итальянской традицией придают «дубровницкому» В. характер своего рода «романо-славянского синтеза» Польше, в отличие от Далмации, В. было связано по преимуществу не с городской культурой, а с возвышением шляхты в XVI в. и с Реформацией. Кальвинист М. Рей, страстный защитник шляхетской демократии, создал первые на польском языке значительные светские произведения в стихах и прозе, еще несколько грубоватые по стилю. Великим поэтом польского В. был Я. Кохановский; его продолжатели сатирик С. Клёнович и идиллик Ш. Шимонович. В маньеристской поэзии М. Сэмп Шажиньского, на которой сказалась атмосфера Контрреформации, осуществляется переход к барокко.
В Англии расцвет гуманистической литературы относится к концу XVI в. Аристократическая линия представлена поэзией Ф. Сидни, Э. Спенсера (поэма «Королева фей»), изысканным романом (Дж. Лили, «Эвфуэс»), но возникает и сатирический бытовой роман (Т. Нэш, «Злополучный путешественник»). Мировую славу английского В. составляет театр конца XVI начала XVII вв. Интерес к «титанической» личности, народность идей, поэтизация национального прошлого, свободная («неученая») форма драмы намечаются уже у предшественников Шекспира (К. Марло, Р. Грин), но особенно проявляются в драматургии самого Шекспира как высшем слиянии ренессансного гуманизма с народностью. Английские гуманисты проявили классическое для своего времени понимание роли материально-социальных отношений в судьбе личности. Смелое обращение к сфере собственнических интересов составило великое преимущество реализма Шекспира-трагика, особенно в «Короле Лире» (1608). У современников Шекспира на драматургию накладывает отпечаток маньеризм и начинающееся барокко; драма приобретает характер более бытовой (Т. Деккер, Т. Хейвуд), сатирический (Б. Джонсон), пессимистический (Дж. Уэбстер, Дж. Форд).
В Испании и Португалии расцвет литературы приходится на завершение эпохи В. Литература В. этих стран, переживавших национальный подъем в связи с их ролью перекрестка трех культур, энтузиазмом Реконкисты, географическими открытиями и колониальными захватами, выступает в «новорыцарски»-авантюрных формах, художественно отраженных в приключенческом рыцарском романе («Амадис Галльский», 1508, и др.) и «конкистадорской» поэме. Картину всеобщей деморализации и социальной коррупции показывает антирыцарский плутовской роман, сатирически рисующий неприглядную изнанку процесса формирования буржуазных отношений в феодальном обществе (анонимный роман «Жизнь Ласарильо с Тормеса», романы М. Алемана-и-Энеро и Ф. Кеведо-и-Вильегаса). Этим объясняется общеевропейский отзвук «пикарескного» (плутовского) жанра в литературе XVIIXVIII вв. (а в России еще в начале XIX в.). В йенском театре «золотого века» от Лопе де Веги, во многом еще связанного с В., до П. Кальдерона де ла Барка происходит переход к антиренессансному искусству барокко. Завершающим явлением для испанского и всего европейского В. было творчество Сервантеса, в особенности его «Дон Кихот», в котором слились элементы новорыцарского, пасторального и плутовского жанров. Трагикомическим смехом над «героическим безумием» и «романтикой» эпохи (осмеянием-прославлением Дон Кихота) Сервантес реалистически завершил тему и эволюцию искусства Ренессанса, исходившего из «рыцарски» идеализированного человека, из утопии свободы индивида, творца своей судьбы и «сына своих дел», таков общеевропейского значения историко-культурный план романа. И одновременно это смех над вечной активностью человеческого сознания, над его «рыцарским воодушевлением», вмешательством в стихийный ход жизни, когда сознание, устремленное к лучшему и достойному, «прекраснодушно» теряет такт реальности и становится субъективно высоким, таков гносеологически обусловленный непреходящий план донкихотской ситуации, потенциально заложенный во всякой ситуации сознательного прогресса.
Литература:
Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве. [Сб.], т. 12, 3 изд., М., 1976;
Веселовский А. Н., Избранные статьи, Л., 1939;
Корелин М. С., Очерки итал. Возрождения, М., 1896;
Дживелегов А. К., Очерки итал. Возрождения, М., 1929;
Пуришев Б., Очерки нем. литературы. XVXVII вв., М., 1955;
Пинский Л. Е., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961;
его же, Шекспир, М., 1971;
Голенищев-Кутузов И. Н., Итал. Возрождение и слав. литературы XVXVI вв., М., 1963;
Бахтин М., Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965;
Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы, М., 1967;
Нуцубидзе Ш. И., Руставели и Восточный Ренессанс, Тб., 1967;
Данте и всемирная литература, М., 1967;
Хлодовский Р. И., Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма, М., 1974;
Виппер Ю. Б., Поэзия Плеяды , М., 1976;
Типология и периодизация культуры Возрождения, М., 1978;
Баткин Л. М., Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления, М., 1978;
Лосев А. Ф., Эстетика Возрождения, М., 1978;
Николай Кузанский, Соч., т. 12, М., 1979 1980;
Эстетика Ренессанса, Антология, т. 12, М., 1981.Л. Е. Пинский.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.